23 апреля - Всеукраинский день психолога. Лозовские психологи рассказали о своей профессии

Жизнь человека бывает непредсказуемой и бурной. Рядом с положительными эмоциями - счастьем, радостью, восторгом, неизбежно появляются и разочарование, грусть после негативных событий. Когда человеку нелегко самостоятельно справляться с тяжестью проблем, теряется радость от полноты жизни, надежда, вера в себя и свои силы, зачастую это негативно сказывается и на здоровье.

Для помощи людям в сложных ситуациях и существует эта профессия – психолог, чей профессиональный праздник – Всеукраинский день психолога отмечается сегодня, 23 апреля.

Чтобы более подробно понимать, чем занимаются психологи в Лозовой, корреспондент сайта встретилась с двумя представительницами этой профессии - Ириной Хрисанфовой (практический психолог, психотерапевт) и Натальей Вдовой (школьный психолог). Направление их работы хотя и объединяется общим широким понятием – «психология», существенно отличается и имеет свои особенности.

Чем отличается «психиатр», «психолог» и «психотерапевт»?

Ирина Хрисанфова говорит: «Психология – наука о жизни, изучающая поведение человека и его психические реакции с научной точки зрения. Можно говорить о том, что психология изучает влияние человека на жизнь, и то, как жизнь влияет на людей. В переводе с греческого – «психо» - душа, «логос» - наука. Дословно это понятие можно понимать, как: наука о душе человека.

Профессия психолога – это в значительной мере исследовательская и аналитическая работа. Она требует знаний о психике, физиологии, о культуре, искусстве, религии, устройстве общества, о взаимосвязи человека с природой».

Иногда люди путают работу психологов, психиатров и психотерапевтов – это специалисты из разных областей науки.

Ирина Хрисанфова объясняет: «Психотерапевт-психолог – это специалист, владеющий коррекционными техниками, которые используются для помощи клиенту в процессе восстановления психического здоровья, исцеления душевных травм, повышения качества жизни.

Психотерапевт может излечивать только такое поведенческое расстройство или душевный дисбаланс, который не требуют медикаментозного лечения.

Процесс терапии – всегда глубоко индивидуален и зависит от конкретного человека.

Психотерапевт-психиатр – врач, имеющий медицинское образование, который может назначать медикаментозные средства и использовать коррекционные техники в работе с пациентами.

И конкретно врач-психиатр – специалист с высшим образованием в области психиатрии, которые занимается лечением психических расстройств».

Кто такой психолог и что он делает?

Ирина рассказывает о своей работе, что зачастую к психологу обращаются, когда люди уже не могут самостоятельно справиться с проблемой. Многие считают, что такой визит – это крайняя мера, к которой можно прибегнуть в исключительном случае.

Иногда клиенты приходят на приём с завышенными ожиданиями, что психолог всё решит, разложит по полочкам.

Психолог никогда не решает чью-либо проблему. Задача психолога – посмотреть на ситуацию клиента под новым углом, и найти пути её решения. Показать человеку, какие есть варианты выхода из ситуации, и только сам клиент может решить, как ему с этим справляться.

Об особенностях своей работы Ирина говорит: «Каждый клиент – новый мир. Каждый человек – индивидуален и уникален. В работе с отдельной личностью – своя стратегия. Одна и та же техника может срабатывать по-разному.

Самое важное, это – контакт с человеком, его внутренним миром. В процессе общения с клиентом происходит влияние друг на друга.

Ключевые моменты в работе психолога – доверие и профессионализм. Психолог должен чувствовать то, как живёт сам, чтобы помогать другим.

Очень важно – постоянно развиваться в профессии, получать новые знания, общаться с коллегами, заниматься самообразованием, читать специализированную литературу, просматривать фильмы. Ведь психология очень живая наука, которая постоянно развивается – важно узнавать и практиковать новое. Психология неисчерпаема, как и сама жизнь».

Сложности профессии.

Ирина поделилась с нами тем, что она считает сложным в профессии: «Психолог – в первую очередь человек, со своими жизненными ситуациями. И отношения с клиентами могут складываться по-разному.

На психолога ложится очень большая ответственность – он так или иначе влияет на личность другого человека, взаимодействует с его психикой. Сам психолог должен иметь психическую зрелость, устойчивость для работы с клиентами. Это профессия большого риска».

Как говорит Ирина Хрисанфова, у многих ещё существуют внутренние барьеры, которые не позволяют сразу обращаться к психологам, даже если ситуация очень того требует.

Психологи шутят: «Лучше плакать у психолога, чем смеяться у психиатра».

Стереотипы и принципы «не выносить сор из избы» - часто не дают людям возможности преодолеть этот барьер и обратиться за помощью к специалисту.

Люди боятся просить помощи, также опасаются доверять свои проблемы постороннему человеку. Хотя беседы с психологом – всегда конфиденциальны.

В обществе ещё существуют стереотипы «стыдно быть слабым и просить помощи».

«Психотерапевт такой же специалист, как, к примеру – стоматолог. Когда болит зуб, есть необходимость обратиться к врачу, и люди готовы идти к нему, чтобы избавиться от проблемы. Так же и с психологом – он найдёт способы помочь человеку излечить душевную боль.

Люди могут опасаться осуждения, не хотят делиться чем-то глубоко личным, даже если это травмирует психику. Нет понятия «хорошо» и «плохо», в любой ситуации могут быть плюсы и минусы. Есть основное понятие – «социальная норма», что приемлемо для всех.

Ещё один фактор – финансовая сторона. Люди не всегда понимают, как за то, что с ними просто поговорят, можно платить деньги. Даже если этот разговор поможет человеку найти в себе важный ресурс в решении какой-то ситуации.

Уметь просить помощь, обращаться в сложной ситуации к психологу – это признак зрелости личности, признак высокой культуры общества», - так считает Ирина Хрисанфова.

От психического здоровья взрослых полностью зависит ситуация в семье, как растут и воспитываются дети. Спокойные, уравновешенные родители – основа счастливой семьи.

Психология и школа.

Большую часть своей жизни дети проводят в школе. Личность ребёнка формируется под влиянием школы, его окружения. 

В целом, психологическое сопровождение в школе – это помощь ребёнку в адаптации к школьной среде. Школа – это своего рода маленькая модель взрослой жизни, где дети постоянно учатся чему-то новому (не только на уроках), устанавливают контакты между собой и с учителями, взаимодействуют в разных ситуациях. В этой атмосфере дети должны чувствовать себя счастливыми и успешными.

Психолог Лозовской гимназии Наталья Вдовая поделилась с корреспондентом сайта «05745» опытом своей работы, рассказала о самых интересных и сложных моментах в работе школьного психолога, и за что больше всего ценит свою профессию.

Особенности работы школьного психолога.

Деятельность школьного психолога – это два направления: плановое, которое заложено в саму систему образовательного процесса, и прописывается заранее (мониторинг, профилактическая работа, присутствие на родительских собраниях, взаимодействие с классными руководителями), и работа по запросу, когда возникает необходимость помочь ученику в разрешении какой-либо сложной ситуации.

Чтобы понимать, какие в классе, или у отдельных учеников возникают проблемы, очень важно взаимодействие психолога и классного руководителя. Ведь именно он первым сталкивается с трудностями в детском коллективе, знает, что именно актуально для отдельно взятого класса.

В реформе образования – Новой украинской школе, ключевым моментом является педагогика партнерства, доверие между школой, учениками, родителями и обществом. Для работы психолога просто необходимо – установление доверительных отношений, контакта с классными руководителями, родителями и непосредственно учениками.

Очень важно дать понять ребёнку, что визит в кабинет психолога – это не наказание, не попытка его запугать или унизить.

Ученик не всегда может поделиться с родителями или сверстниками своими переживаниями, проблемами, опасаясь их негативной реакции.

Психолог в общении всегда занимает нейтральную позицию, он не оценивает проблему с точки зрения «хорошо» или «плохо», только помогает найти выход из ситуации.

Наталья отмечает, что многие ученики сами приходят к ней в кабинет, чтобы пообщаться. Дети понимают, что рядом в гимназии есть человек, который поможет решить какой-либо конфликт, когда они сами не справляются.

Психолог описывает жизненные ситуации, с которыми обращаются к ней дети:

«Например, пришли три девочки, поссорились. Обижены друг на друга. Спрашиваю у них:

- Вы между собой пытались обсудить ситуацию?

- Нет, не пытались.

Сидят, продолжают дуться.

Предложила им втроем поговорить, оставила их в кабинете. Через 10 минут вернулась – они плачут (уже от радости), обнимаются – помирились.

Детям всего лишь нужно было спокойно, без лишних эмоций, поговорить вместе – и конфликт исчерпался».

Наблюдения и советы школьного психолога.

Психолог делится своими наблюдениями: «Многие дети приходят просто поговорить, поделиться своими переживаниями - потому, что дома им этого общения очень не хватает. Родители постоянно заняты работой, домашними делами. На живое общение со своими детьми у них зачастую не хватает времени и сил. Ребёнок может быть полностью материально обеспечен, иметь дорогие гаджеты, модную одежду, путешествия за границу. Но они не ощущают самого важного – поддержки и внимания своих родителей. Вместо душевной близости и заботы они получают материальные вещи».

Наталья даёт очень важный совет всем родителям: «Сколько бы лет не было вашему ребёнку, находите всегда для него время. Хотя бы минимум раз в неделю посвятите час-полчаса на то, чтобы побыть вместе, поговорить, расспросить, о чём он думает и переживает. Будьте другом для своего ребёнка. Каждому ребёнку важно ощущать: «Я – нужен». Обнимайте детей почаще. Говорите, что вы их любите».

Как считает Наталья Вдовая, самое важное в работе с детьми – индивидуальный подход, свой «ключик» к каждому. В работе психолога нет единых методов и рекомендаций, которые были бы универсальными для работы с отдельно взятой личностью. Нужно учитывать характер и особенности детей, ведь все они – очень разные. Каждый со своим внутренним миром.

Эмоциональное напряжение и экзамены.

Совсем скоро выпускникам гимназии предстоит пройти ВНО. Для всех старшеклассников это стрессовая ситуация, даже если они достаточно уверены в своих знаниях.

Наталья Вдовая рассказала о психологической подготовке к прохождению тестирования. С ноября она проводит занятия с учениками 11-х классов. Диагностический минимум, который использует психолог, позволяет определить уровень тревожности ребёнка, уровень самооценки, понять, находится ли ученик в состоянии стресса.

Психолог говорит, что на занятиях дети учатся управлять своим эмоциональным состоянием. Делают упражнения, которые помогают снять волнение и напряжение. В игровой форме гимназисты воссоздают ситуации, к примеру, как они сдали тесты удачно, или же наоборот – с плохим результатом. И какие эмоции им предстоит пережить и ощутить. Дети настраиваются на принятие как победы, так и проигрыша.

Также проводится работа с родителями выпускников, беседы о том, как они могут помочь детям позитивно настроиться на такой важный этап в их жизни, как выпуск из школы, прохождение ВНО. Иногда родители переживают за тестирование больше, чем сами дети, и очень важно сделать всё возможное, чтобы это волнение не передавалось выпускнику.

Чтобы старшеклассник шёл на экзамены, будучи спокойным и уравновешенным, без излишнего давления и страха – не оправдать надежды родителей и учителей.

Наталья приводит пример: «Ко мне обратился старшеклассник с проблемой, что ему сложно сконцентрироваться, занимаясь подготовкой к ВНО. То родители дома просят что-то сделать, то друзья звонят. Постоянно что-то отвлекает».

Психолог предложила ученику попробовать заниматься в её кабинете, где никто не будет его беспокоить. Главное – выключить на время телефон и сосредоточиться только на учёбе.

Начиная с получаса занятий в тишине, где ему никто не мешал, мальчик постепенно привык концентрироваться на заданиях. Дома, поговорив с мамой, он объяснил, что ему важно не отвлекаться, попросил не беспокоить его, пока он занимается.

Очень важно – уметь выстраивать свои границы, прислушиваться к внутренним требованиям, особенно если это помогает быть более продуктивным в учёбе, да и в любой сфере жизни.

На вопрос: «Что самое интересное в профессии психолога в гимназии?», Наталья Вдовая ответила нам, что самое главное – это быть полезной детям, родителям. Помогать людям и видеть результаты своей работы. Делать людей вокруг – счастливее.

психолог школа психотерапевт
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
11.33 очень хорошо
(3 оценки)
Высокие оценки пользователей за Стиль изложения
1 человек рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии